Информационный взрыв

После информационного взрыва 60-х начинается долгая перестройка музыкального сознания и восприятия. Постепенно в сознании откладывается, что современная культура не сводима к одной модели, Она в принципе множественна, полифонична. Развенчивается вера в некую идеальную и единую культуру.
Современное искусство в сознании воспринимающего предстает как множество текстов, нуждающихся в согласовании, объяснении, моделировании. Встает проблема метаязыка культуры.
В исполнительстве 60-х доминирует мотив “открытий”. Программы концертов пестрят словами “первое исполнение в “. Среди наиболее инициативных музыкантов—Геннадий Рождественский, Игорь Блажков, Мария Юдина, Алексей Любимов, Лидия Давыдова. Отметим, что “открытия11 совершаются не случайно,—они складываются в определенную последовательность: в культуру “слоями” вводятся группы сочинений, образующие “пласты стилей” .
Важнейшее следствие этого процесса—не количественное накопление “музейных” и современных ценностей, но изменение самого взгляда на культуру. Она становится некой реальностью, которую можно освоить и обжить.
Активное освоение происходило и в композиторской практике sevenskiesmusic.com. Многие советские композиторы открывают, объясняют для себя различные техники, стили, осваивают их. Они оказываются в такой ситуации, когда основным становится не столько самостоятельное изобретение нового, сколько отбор, критическая оценка, адаптация или отказ от уже сложившихся явлений. Здесь на первый план выходит сознательная работа над собой, своим стилем. Подобно тому, как исполнители “пластами” поднимали чужие стили, работают и композиторы. Именно колоссальное напряжение в таком обживании культуры отмечает А. Шнитке в своем анализе творческой эволюции Э. Денисова тех лет. Не случайно, композиторы выступают и как теоретики новой музыки. Э. Денисов, например, не отграничивает свои теоретические работы о додекафонии, музыке Бартока и по другим вопросам от композиторской деятельности: теоретическое осмысление чужой практики служило задачам, решаемым в собственном творчестве.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: