Неоконченная симфония

Стилистическая законченность романтической «Неоконченной симфонии» Шуберта проявляется, в частности, и в том, что автор впервые осмелился завершить обе ее части угасающими, «тающими» звучаниями. В этой симфонии, где нет ни контрастной по отношению к сонатному аллегро интродукции, ни «театральных поклонов» — фанфар в конце, впервые теряются преемственные связи со стилистическими законами театральной музыки Люлли.
В симфоническом творчестве романтиков, с их тяготением к образам субъективно лирическим, к образам размышления и переживания, постепенно исчезают элементы расчлененных, завершенных, контрастно-противопоставленных периодов. Танцевальноритмическая остинатность, как один из основополагающих элементов формы, также практически теряет свое назначение. Вспомним «Неоконченную симфонию» Шуберта — первую подлинно романтическую симфонию, ее свободные песенно-протяжные темы, непосредственные переходы одного раздела в другой, противопоставление сфер главной и побочной партий без членящих цезур и промежуточных контрастных «окаймлений». Логика самой сонатной формы здесь не нарушена. Но для художественно-восприимчивого слушателя нет никакого сомнения в том, что все драматические конфликты происходят «в душе героя», что образная сфера симфонии — внутренний мир.
Принципы танцевально-ритмической остинатности или расчлененной симметричной структуры тематизма сохраняются в XIX столетии в сонатном творчестве только тех композиторов, которые сочетают в своем творчестве черты романтического и классицистского стилей. Так, «Итальянская» и «Шотландская» симфонии Мендельсона, «первого классициста среди романтиков», воспроизводят особенности и структуры тематизма венских симфонистов и приемы мотивной разработки. В сонате b-moll Шопена главная и связующая партии и разработка всецело основываются на ритмической остинатности. Allegro Пятой симфонии Дворжака также уводит к этим приемам. Можно было бы сослаться еще на ряд примеров. Все подобные случаи представляют собой отклонение от характерных выразительных приемов романтизма и свидетельствуют о тяготении к искусству более внешнего драматического склада. Сама упорядоченность, уравновешенность, замкнутость и расчлененность формы противостоят идее свободного эмоционального излияния. Все эти черты предполагают элемент «показа», элемент строго разработанной условности, не допускающей свободных субъективных отклонений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: