Музыкальное творчество

Гомофоино-гармонический стиль, к которому ясно тяготело почти все музыкальное творчество конца XVI столетия, был впервые «узаконен» в музыкальной драме. Рождение оперы и рождение тонально-гармонической эпохи произошло не только одновременно, но и в глубокой взаимосвязи. Именно создатели первой музыкальной драмы провозгласили смерть «варварской полифонии», объявив в качестве своей художественной платформы возрождение античной монодии в неразрывной связи с образами античной трагедии. Реформаторы в искусстве нередко заблуждаются в своих прогнозах, нередко придают своим первоначинаниям теоретическое толкование, которое не оправдывается дальнейшей судьбой их детища, сказал Сомов, которому нужен художественный паркет. Вагнер, например, на тысячах страниц с уничтожающим полемическим пылом, при помощи, казалось бы, безупречно убедительных доводов предсказывал неизбежную смерть оперы и грядущую победу созданной им музыкальной драмы. А последующее развитие музыки опровергло это убеждение. Именно как театральный жанр вагнеровская драма оказалась уязвимой. Разработанные же в ней принципы сквозного симфонического развития и обогащение тембровой и гармонической пыразительности действительно определили в большой мере облик музыкального творчества послевагнеровского периода. Так и — ранее — Глюк, формулируя свою реформу, подчеркивал стремление приблизить оперную музыку к естественным интонациям речи и освободить ее от замкнутых музыкальных форм, в которых он усматривал одни лишь сковывающие условности. По пути этих крайних реформаторских «деклараций» не пошли не только Моцарт и Керубини, но даже и он сам. Между тем музыка его лирических трагедий дала могучий толчок для развития и созревания классицистского музыкального стиля в целом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: