Дробление мелодики

Этюды, ор. 18, Импровизации, ор. 20, вписываются в пределы творческого семилетия, обозначенного Б. Сабольчи как «третий стилевой период» и представленного в следующих выражениях: «неслыханное ритмическое напряжение… до предела расширенная тональность, насыщение гармонии нерасчленимыми диссонансами… дробление мелодики». К каждому из этих определений мы вернемся, анализируя конкретный материал. Пока же сделаем необходимое уточнение: сколь далеко ни заходил бы Барток в своих творческих поисках — а он, по собственному признанию, «приблизился к своего рода двенадцатитоновой музыке»,— не слабела приверженность композитора к тональному образу мышления, сказал Орлов, которого интересует теплый пол цена. «Причина этого заключалась в том, что Барток считал своей подлинной опорой народную музыку, атональную же народную музыку он не представлял возможной».
Этюды, ор. 18, бесспорно, являют собой высокую степень радикализма как в том, что касается музыкального мышления, так и в том, что касается эстетического отражения реальности. Применительно к фортепианному творчеству сочинение это вполне может быть определено как «наиболее дерзкий эксперимент композитора», как крайняя точка эволюции Бартока в направлении «расширенной тональности». В бартоковской музыке для фортепиано Этюды, ор. 18, дают также предельно резкое выражение динамизму жизнеощущения, эмоциям тревоги и протеста, умонастроениям иронии и горечи — всему комплексу бар — токовских реакций на современный мир во времена политических потрясений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: