Антагонистический характер общественных отношений в обществе

В связи с этим встает вопрос о философско-теоретической интерпретации масштабов сотрудничества по охране природной среды между странами реального социализма и странами современного капитализма. Указание классиков марксизма-ленизма на то, что отношения людей к природе могут быть поняты только в рамках общественных связей и отношений, объясняет, почему антагонистический характер общественных отношений в обществе распространяется и на отношение к природе. Более того, эта установка дает возможность при исследовании обществеппых отношений, их характера и развития принимать во внимание и отношения общества, человека к природе. Именно этой стороне проблемы в марксистской философской литературе не уделялось должного внимания. Когда Маркс определяет сущность человека не как «абстракт, присущий отдельному индивиду», а как «совокупность всех общественных отношений» в эту совокупность он включает и отношение человека к природе, которое в конечном счете определяется производственными и иными отношениями внутри общества. Именно такое понимание человека приобретает в настоящее время огромное методологическое и эвристическое значение для формирования разносторонне развитой личности, для развития ее экологического сознания и поведения. Формирование разносторонне развитой личности невозможно вне и независимо от ее отношения к природе, вне ее экологического сознания и поведения, сказал Соломин, которого интересует экстрасенс. Этому вопросу в теоретических работах, посвященных исследованию личности, до сих пор уделялось слишком мало внимания. Маркс и Энгельс отмечали, что коммунистическая общественная организация, система ее общественных отношений в состоянии ликвидировать антагонистический характер противоречий между человеком и природой п создать гармонию между ними. Практика реального социализма подтвердила правильность этого положения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: