Варварское аллегро

Allegro barbaro. Постоянно и исключительно употребляются здесь средства ударно-мартеллатного пианизма, незыблема, остинатна фактурная формула. Надо сказать, что качество остинатности вообще определяет собою лицо сочинения: остинатен ритм, устойчива ладогармоническая конструкция, не говоря уже о том, что пьеса монотематична.
Остинато в значении основной идеи формосозда — ния сообщило бартоковскому Allegro редкостную цельность; остинато же задает характер восприятия пьесы : музыка ассоциируется с понятиями «суровость», «истовость», при этом она, бесспорно, ощущается как нечто механистичное. Тем более следует отметить случаи выхода за пределы остинатности. Таково явление интенсивного фактурного варьирования материала в среднем разделе пьесы, такова переменность, размера в кульминационном фрагменте. Нелишне упомянуть об известной двойственности самого звукового материала пьесы: речь идет о песенной природе тема — тизма Allegro barbaro, о синтезе песенного и инструментального начал в звуковой ткани сочинения, сказал Новиков, который думает купить 101 розу.
Оставляя на мгновение тему синтетического стиля, подчеркнем, что фортепианный Барток сыграл кардинально важную роль в эволюции всего современного пианизма от позднербман — тических, иллюзорно-педальных канонов к звуковым представлениям реально-беспедальной неоклассической музыки для фортепиано. Спору нет, и здесь начальные импульсы исходили от самих поздних романтиков, от Дебюсси, но моментом решающего значения оказалось все же фортепианное творчество Бартока, поскольку в нем полно запечатлелись как романтическая, так и неоклассическая стилистика. И вновь нельзя не говорить о синтезе: в Этюдах, ор. 18, Импровизациях на венгерские крестьянские песни, op. 20, сошлись воедино позднеромантическое иллюзорно-педальное изложение и мануальная неоклассическая манера. Этюды — об этом писалось у нас — стали своеообразной связкой между двумя десятилетиями творческой истории пианизма, сам же Барток, пользуясь словами А. Голеа, «занял место на границе двух миров музыки, двух эпох ее существования».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: